Бюджет пока что "исполняется неравномерно"
12 января 2007 года
Главный вывод: за прошедшие с момента образования высшего контрольного органа республики два с половиной года Счетная палата успешно прошла период становления и вышла на стадию полного и планомерного исполнения своих функций. "Этот период был более чем достаточен, чтобы занять свое место в системе государственного финансового контроля и организовать выполнение поставленных перед нашим органом задач", - заявил председатель Счетной палаты Алексей Демидов.
Напомним, что Счетная палата республики образована Госсоветом для реализации функции финансового контроля, проведения внешнего аудита бюджета. Являясь функционально независимым органом, она обеспечивает Президента и парламент РТ профессиональными оценками состояния финансово-бюджетной сферы республики.
Одним из основных объектов экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты являются вопросы исполнения республиканского бюджета. Проведенный ею анализ выявил неравномерность исполнения бюджета в последние годы и негативное влияние этого фактора на показатели финансовой и бюджетной дисциплины. Как правило, на последние месяцы года приходится к освоению значительный объем бюджетных средств, что требует от всех участников бюджетного процесса предельной ответственности. 2006 год не является исключением. В ноябре-декабре объем необходимых к освоению средств составил более 25% от общей суммы расходов бюджета.
Поступление дополнительных доходов в бюджет республики обусловлено превышением реально достигнутых макроэкономических параметров над заложенными в основу бюджета прогнозными показателями, констатирует пресс-релиз, и приводит к необходимости внесения изменений в закон о бюджете. Уже в середине декабря депутаты республиканского парламента утвердили распределение поступивших дополнительных доходов в сумме 6,3 миллиарда рублей. При дефиците времени необходимо обеспечить условия для исключения нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, уделить особое внимание своевременному распределению дополнительных доходов бюджета.
Сегодня повышение качества прогнозирования поступления доходов, по мнению Счетной палаты, является важнейшим условием надлежащего осуществления бюджетного процесса. Особенно актуальной эта проблема становится в условиях завершения в 2006 году финансирования мероприятий федеральной целевой программы социально-экономического развития РТ, что объективно усложняет задачу поддержания достигнутых в прошлые годы бюджетных параметров, превращения бюджета республики в бюджет развития при одновременном сохранении его социальной направленности.
На выполнение этой комплексной задачи должны быть направлены усилия всех участников бюджетного процесса. Не последнюю роль в этом играет Счетная палата республики своей деятельностью по обеспечению правильности и результативности расходования государственных средств. Как показал анализ результатов ее деятельности в 2006 году, на этом направлении также имеются и значительные итоги работы, и перспективы дальнейшего совершенствования.
Особое внимание здесь следует уделить такому перспективному направлению работы Счетной палаты Татарстана, как проведение оценок планируемых и получаемых результатов бюджетных расходов. Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, должен быть подкреплен адекватными оценками его итогов со стороны системы финансового контроля.
В отчетном году высший контрольный орган республики применил в своей работе новый тип контроля - аудит эффективности использования бюджетных средств. Его проведение направлено на оценку экономичности и результативности решений, реализуемых за счет бюджетных средств с позиции решения общегосударственных социально-экономических задач и учета интересов граждан. Министр сельского хозяйства и продовольствия республики Марат Ахметов по завершении контрольного мероприятия отметил: "Результаты аудита эффективности имеют стратегически важное значение для дальнейшего развития агропромышленного комплекса Татарстана". Важные управленческие решения были приняты по результатам проведения аудита эффективности и в дорожной отрасли республики. Проведенный аудит заставил органы исполнительной власти серьезно задуматься о степени и качестве выполнения возложенных на них задач и функций.
По мнению главы контрольного ведомства, качество организации и совершенствования бюджетного процесса определяются уровнем финансовой дисциплины. Сегодня результаты финансового контроля показательны как объемами выявленных нарушений, так и суммами восстановленных в бюджетную систему средств. За 11 месяцев 2006 года Счетной палатой Татарстана выявлено финансовых нарушений на 2,5 млрд рублей. Сумма возмещенных в бюджет и устраненных нарушений составила 676,5 млн рублей. И практически вся сумма средств, использованных не по целевому назначению, восстановлена в бюджетную систему республики.
Вместе с тем, серьезную озабоченность вызывает достаточно низкий уровень законности при размещении государственного заказа. Большинство выявляемых в этой сфере нарушений приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. В уходящем году это направление в контрольной деятельности Счетной палаты по поручению Президента республики стало приоритетным.
Начальник контрольно-ревизионного управления Счетной палаты Равиль Шигапов представил эти цифры и с другой стороны - по итогам проведенных за 11 месяцев 2006 года проверок в среднем на одного инспектора приходится порядка 27 миллионов рублей возмещенного государству ущерба.
Уделяется внимание повышению профессионального уровня специалистов. Сотрудники Счетной палаты повышают свою квалификацию в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, в Институте повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Специалисты Счетной палаты в целях применения на практике методики аудита эффективности прошли стажировку в Канаде, 5 сотрудников являются аспирантами и соискателями ученой степени кандидата наук.
Еще одна грань работы Счетной палаты - организация деятельности Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан. Что можно уже занести в актив Совета? Задействованы ресурсы каждого органа государственного финансового контроля, разработаны результативные методы предотвращения и борьбы с финансовыми и бюджетными нарушениями, проявлениями коррупционного характера, сокращено дублирование в работе органов финансового контроля, расширена тематика проверок.
"ВиД"